Не оскудевает помощь кафедральному собору города Кириллова – храму Казанской иконы Божией Матери, и всё новые святыни несут в него верующие люди.
Одним из таких дарителей стал московский иконописец Александр Чашкин. Он написал и подарил в Казанский собор икону «Богоматерь Умиление Подкубенская».
Иконописец Александр Иванович Чашкин более десяти лет преподавал в Российском православном университете Святого Иоанна Богослова, был деканом факультета церковно-исторической живописи. Он занимался благоукрашением множества храмов, среди которых – Иверская часовня на Красной площади и храм Великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве, Иоанно-Богословский монастырь под Рязанью, украинский Святогорский монастырь и многие другие приходские и монастырские храмы. А теперь его икона появилась и в Казанском соборе.
Чем же знаменателен дар иконописца? В Вологодском музее-заповеднике в коллекции древнерусской живописи есть уникальная старинная икона «Богоматерь Умиление (Толгская, Подкубенская)». Её написание датируется первой третью XIV века, то есть временем правления великого князя московского Ивана Данииловича, прозванного Калитой.
Эта икона не является привозной, она создана именно на Русском Севере, как утверждают исследователи. Находилась эта икона в Воскресенской Подкубенской церкви (Вологодский уезд, близ села Кубенское), которая, по преданию, возведена на месте домовой церкви при путной («заезжей») избе Ивана Грозного. Сама история Воскресенской Подкубенской церкви восходит по времени не ранее чем к концу XVI века. Считается, что эта икона была вывезена и выставлена в Иерусалиме.
Исследователи предполагают, что первоначальным местом нахождения иконы являлся Спасо-Каменный монастырь (ныне возрождённый действующий мужской монастырь), расположенный на небольшом острове Каменном на Кубенском озере. Большинство первоначальных спасокаменных икон погибло во время опустошительного пожара в монастыре в 1472 году. В то время все постройки на острове были деревянными. Чудом спаслась икона «Богоматерь Подкубенская». Но и она, по всей видимости, пострадала. Боковые её доски сильно обгорели и во второй половине XVI века были заменены и покрыты новой живописью: нанесён золотой фон, узорные нимбы и ризы.
Икона именовалась Толгской, поскольку на оборотной части её об этом имелась надпись, и почиталась как произведение преподобного Дионисия Глушицкого. В настоящее время реставраторы оригинальную живопись освободили от позднейших наслоений. Икону местные жители почитали чудотворной, намоленной, гордились ею как святыней окрестностей Кубенского озера.
Считается, что начало прославления этой иконы относится к 1841 году, хотя некоторые исследователи утверждают, что намного раньше. По прошению крестьянки Параскевы Дмитриевой из деревни Потаниной икону достали из церковного амбара, поновили и поместили в киоте трапезной: сначала в тёплом нижнем, а впоследствии в верхнем холодном Воскресенском храме Подкубенской церкви. До этого она находилась в местном ряду тёплой церкви, но при изготовлении нового иконостаса в 1838 году из-за ветхости и неподходящих размеров была вынесена в амбар.
Помолившись перед этим образом Богоматери, Параскева Дмитриева получила исцеление от нервных припадков, которыми страдала долгое время.
Слава об иконе быстро распространилась по окрестным весям, к ней стали стекаться страждущие от болезней душевных и телесных, и многие из них, особенно «кликуши», получали облегчение.
Сейчас оригинал иконы «Богоматерь Подкубенская» находится в музее, а список с неё кирилловчане и гости округа могут увидеть в Казанском соборе.
Почему же иконописец Александр Чашкин решил написать и подарить в Казанский собор именно эту икону? Вот что он рассказал: «Эту икону заказал мне Павел Чернов. Поэтому это скорее не мой дар, а Павла. Что касается написания иконы, то могу сказать, что это очень сложное дело – воссоздать икону. Могу привести следующий случай на примере Владимирской иконы Божией Матери. Когда её показали иконописцу Андрею Рублёву и попросили сделать копию-реконструкцию, то он создал совершенно другую икону. То есть по силуэту, каноническим правилам она была типично Владимирской, но образ получился совсем другой, своеобразный. В моём случае то же самое: когда мне Павел предложил создать копию-реконструкцию иконы «Богоматерь Умиление Подкубенская», то первоначально я пытался сделать копию с таким же выражением, с таким же колоритом, но у меня получилось очень неинтересно.
Поэтому я пошёл по пути многих иконописцев: как и Рублёв, я сделал образ немножко другим. Я написал икону в более византийском стиле, приблизил эту икону к своей манере иконописи, нежели к манере иконописи XIV века. Когда я сделал фон не желтовато-охристым, как в оригинале, а голубым, то икона будто бы засветилась и заиграла. Но по силуэту, по облику она остаётся копией именно той иконы, которую заказал Павел. То есть я пошёл по пути не копии, а творческого художественного переосмысления, и икона осталась в какой-то мере и в древнерусском стиле, и в то же время по колориту она относится к более поздней эпохе, скорее византийского колорита. Я очень рад, если она понравилась кирилловчанам».
Так мы узнали, что инициатором дара именно этой иконы стал иконописец из Ростова-на-Дону Павел Чернов. Напомним, что ранее он написал и подарил иконы в Нило-Сорскую пустынь, а также способствовал написанию икон для Горицкого монастыря.
Павел объяснил свой выбор следующим образом: «Впервые я увидел чудотворный образ Богородицы «Подкубенская» в Вологодском музее несколько лет назад. Он произвёл на меня очень сильное впечатление: выразительные, проникновенные взгляды Богородицы и Младенца смотрят из глубины веков, из той страны, что когда-то называлась Святая Русь. Эти взгляды переворачивают всё в душе, призывают на молитву, труд во Славу Божию и, кажется, укоряют за то, в каком состоянии находится сейчас икона, прошедшая века бытования и бурное время ХХ века.
Уже в тот момент появилось желание воссоздать и возродить для верующих этот образ, чтобы он не был указан в иконописных справочниках как «чрезвычайно редкий», так как было немного попыток его написания современными иконописцами из-за сложности задачи. Поэтому обратился к выдающемуся очень квалифицированному и известному мастеру-иконописцу Александру Ивановичу Чашкину с просьбой помочь в этом добром деле. Александр Иванович откликнулся на просьбу и справился на отлично. Воссозданный образ Богородицы «Подкубенская» был передан в дар в Казанский собор города Кириллова. Мы надеемся, что этот образ поможет возрождению Казанского собора и будет помогать людям, обращающимся в молитве к нашей общей покровительнице Пресвятой Богородице».
Вот такая интересная история появления в Казанском соборе иконы Пресвятой Богородицы «Подкубенская».
Мария ГОЛУБЕВА. Фото отца Владимира Колосова